Целый день творчества в открытой мастерской OOLEY42 в Музеоне
"Отличная возможность представить наши проекты московской публике, да еще и в парке Музеон!" — подумали мы и команда OOLEY включилась в организацию зоны мастерских фестиваля Планета людей. Прицеп-мастерская OOLEY42 — замечательная творческая база для открытых проектов и проведения классов на свежем воздухе и даже несмотря на недавние потери ценных инструментов, мы решили провести довольно сложные и многоэтапные мастер-классы с деревом, красками и тканью.
2 августа, 7 утра, собираем прицеп в дорогу. Учитывая опыт летающего по салону и крушащего все подряд ящика с гаечными ключами, складываем все тяжёлые инструменты в машину, закрепляем и складываем всё остальное в прицепе — можно выезжать. Уже к 10 часам мы в парке с наполненной инструментами и материалами мастерской. В программе фестиваля OOLEY значится как "Мастерская авторской ткани и бумаги" и мы ставим перед собой довольно смелую задачу: провести целых три междисциплинарных мастер-класса, в ходе которых ученики пройдут все этапы изготовления сумки из ткани с рисунком авторской ручной набойки.
Ученикам класса предстояло освоить азы резьбы по дереву электрической бормашинкой с различными насадками, вытачивая из брусков лиственницы узорные штампы. Не только из-за того, что на класс из пяти человек у нас было всего 3 бормашинки, но и по причине удобства и эффективности мы подготовились и к изготовлению пластиковых трафаретов для печати. Технология крайне проста: рисунок на обычной бумаге ламинируется и затем вырезается канцелярским ножом. Получается стойкий пластиковый трафарет, подходящий для многократной печати. Мы подготовили несколько тюбиков яркой акриловой краски, нарезали губок для её нанесения на штампы и ткань. Для завершающей стадии мы привезли нашу новенькую швейную машину Brother и еще машинку Singer одного нашего участника. Отрезы ткани для сумок и лямок мы сделали заранее.
В 11 утра фестиваль официально открылся и уже в 12 мы, быстро набрав группу заинтересованных учеников, начали первый класс. Раздав очки и респираторы, мы рассказали как включать и регулировать вращение бормашинки, как менять и закреплять насадки. Короткая демонстрация, несколько советов, преподавательского внимания и корректировок и ученики принимаются за самостоятельную работу над своими проектами. Несмотря на то, что резьба по дереву, даже с использованием электроинструмента — не самое быстрое дело, люди резали штампы, в зависимости от сложности, от 30 до 75 минут. За весь день никто не поранился и сильно не испортил свой рисунок ошибками при резьбе, а те помарки, что случались, можно было легко исправить. Листочки, "огурцы", звездочка, сова, облачко, сердечко, какой-то символ из Гарри Поттера, руна "есть" в виде штампов — отличные результаты для первого дня работы нашей импровизированной мастерской печати! Вырезание трафаретов поначалу может вызывать некоторые трудности, но, воспользовавшись ценными советами преподавателей, ученики смогли придумать массу собственных творческих приёмов в этой технике.
Когда первый этап завершён наступает пора набойки. На лист пластика или бумаги выдавливаем немного краски, набираем ровный слой на губку и переносим легкими ударами на штамп или непосредственно на ткань с использованием трафарета. Важно не переборщить с краской — бороздки штампа забиваются и оттиск получается размазанным. К тому же рисунок будет долго сохнуть, что может сильно растянуть класс по времени. Мы нашли способ ускорить процесс сушки: мы применили наш технический фен в I режиме (80°С) — отличный способ высушить и немного закрепить рисунок. Ученики легко обнаружили огромный потенциал сочетания различных техник, охотно делились штампами и трафаретами друг с другом.
Когда рисунок высох, можно приступать к шитью. Задача не сложная, но требует внимания и усидчивости, ведь это работа со сложным механизмом, тонкой нитью и иглой. К сожалению мы не смогли справиться с морально устаревшим вертикальным челноком машинки Singer и большинство сумок пришлось сшивать на нашей единственной машинке, у которой к тому же сразу сломался механизм вставления нитки в иглу. Даже несмотря на это нам удалось уложиться в расписание и все классы довольно точно уместились в отведённые двухчасовые интервалы.
Для удобства работы с группой учеников мы выдавали карточки "Ученик" по количеству мест в классе. Первый класс привлёк внимание посетителей фестиваля, к началу второго класса в 14 часов желающих уже было столько, что многим пришлось отказать, а 6 мест в третьем классе с 18 до 20 часов нам пришлось разыграть среди окружающих жребием. В мешочек с заветными бумажками тянулось более двух десятков рук, причём с дальних рядов тянулись уже руки тех, кто и не знал, что там разыгрывается. Стоит отметить, что этот способ показался публике справедливым и однозначным, а в результате набралась ровная группа способных учениц.
Сделано более дюжины штампов, вырезаны десятки трафаретов, сшито 15 уникальных сумок — и это еще не все результаты!
С самого утра к нашей команде присоединился в роли куратора волонтёр Слава, что дало возможность мастерской быть по-настоящему открытой. В промежутках между классами Слава осваивал гравировку камней бормашинкой и охотно подключал заинтересованных в этот процесс. Днём к нам пришла умелица Алиса с обрезками кухонного ДСП, веревкой, клеем и некоторой фурнитурой. Куратор Слава помог ей в освоении электролобзика и шуруповёрта и часа через три приятного совместного труда на свежем воздухе, Алиса практически самостоятельно изготовила изящный столик для комнатных растений. Тест-драйв столика на колёсах выявил недостатки конструкции, которые были устранены тут же на месте. Открытая мастерская в действии!
Также прицеп OOLEY42 стал площадкой для презентации посетителям парка Музеон проекта SKILLPAD — грамотных блокнотов в точку, яркие обложки и необычная линовка которых привлекли живой интерес публики. К сожалению в этот раз нам не удалось провести мастер-класс по самостоятельной сборке блокнотов, но мы обязательно устроим такое событие в будущем.
В целом мы получили колоссальный опыт работы с широкой публикой, отточили наши преподавательские навыки, обнаружили некоторые простые, но важные правила организации мастерской, рассказали и показали людям, что такое открытая мастерская и как можно поучаствовать в её работе. Мы практически не акцентировали внимания на добровольческом характере нашей затеи и не удивлены тем, что в нашем ящике для даров собралась совсем незначительная сумма. Однако это не значит, что мы откажемся от такого формата работы. Наработан огромный массив практического опыта и настаёт время его осмысления. Ждите наших новых выводов и размышлений!