Проект

Изготовление навигационных указателей для арт-усадьбы “Гуслица”

Творческая усадьба “Гуслица” — международный культурно-образовательный центр в 80 км от Москвы. Окружённая живописными природными пейзажами, более чем столетняя промышленная усадьба общей площадью 10 000 кв.м. с прилегающей территорией в 4 га — настоящий простор для вдохновения и творчества. Художники и музыканты, танцоры и актёры, скульпторы и архитекторы приезжают в арт-резиденцию чтобы создавать здесь свои произведения. В просторных залах регулярно проходят самые разнообразные выставки и выступления, от камерных показов и спонтанных спектаклей до масштабных фестивалей и крупных галерейных проектов.

Здание усадьбы — сложный архитектурный коктейль из смелых дореволюционных кирпичных построек, утилитарных советских пристроек к ним, а также преимущественно деревянных перегородок и перекрытий уже нового времени. В первый раз здесь не сложно заблудиться, но даже давние резиденты “Гуслицы” не знают всех закоулков этого обширного пространства. Несмотря на неоднократные попытки организации удобной навигации по усадьбе и её территории, чёткой и понятной системы наименования помещений и указателей к ним здесь так и не сложилось. Когда OOLEY откликнулся на призыв “Гуслицы” приезжать и включаться в волонтёрскую работу по обновлению и развитию усадьбы, разработка и создание навигационных табличек стало нашим первым совместным проектом.

Суть проекта заключалась в соединении элементов уже давно существующего пазла. Фотограф Андрей Колосов подготовил более пятисот прекрасных снимков окружающих ландшафтов, художник и каллиграф Александр Желонкин уже разработал уникальный заголовочный шрифт “Алхимический устав”, а руководство уже определилось с примерным видом итоговых табличек. Оставалось только составить список необходимых указателей и продумать всю технологическую цепочку их производства. Мы старались по-максимуму использовать уже имеющиеся у нас и у “Гуслицы” возможности, сделав этот процесс максимально простым и повторяемым.

hD96WsvLsQs
icHZvmtDCww

Тщательно изучив все альтернативы, мы пришли к, пусть и немного кропотливой, но всё-таки простой и легко повторяемой технологической цепочке. Уже в первый заезд за два дня нам удалось создать сразу 14 указателей для центральной навигационной стойки напротив ресепшена, а за второй подход мы подготовили все ингредиенты для создания десятков новых табличек. Мы собрали все необходимые материалы в одной большой коробке, познакомили волонтёров пространства с производственной технологией, а теперь делимся этими знаниями здесь в попытке создать подробную инструкцию, позволяющую сохранять единство оформления постранства даже при полной смене волонтёрской команды.

Набор

IMG_0476

В одной большой коробке мы собрали все ключевые инструменты и материалы для создания навигационных указателей. В ней содержатся:

  • конверт с нарезанными на плоттере трафаретами названий помещений усадьбы, а также комплектом прописных букв “Алхимического устава”, строчных букв бесплатного шрифта “Tsarevich”, цифрами и стрелками,
  • глянцевый акриловый лак,
  • клей ПВА,
  • белая акриловая краска,
  • кисти для лака,
  • кухонные губки
  • нарезанные и отшлифованные фанерные заготовки,
  • отпечатки фотографий на лазерном принтере,
  • гвозди для степлера.

А теперь обо всём порядку.

Дощечки

0B03lnYKEbY
IMG_0340
IMG_0346
IMG_0355
IMG_0367
IMG_0369
IMG_0379
IMG_0381
IMG_0390
IMG_0392

Основой табличек мы выбрали тонкую фанеру 4 мм толщиной, куски которой удалось отыскать, порывшись в завалах материалов в ещё нерасчищенном зале мастерских. Размер каждой таблички не должен превышать размера отпечатка на листе формата А4, поэтому фанера нарезана прямоугольниками длиной 29 см. Творческая атмосфера “Гуслицы” не выносит ровных линий и форм и края дощечек намеренно вырезаны электролобзиком слегка волнистыми. Так каждая табличка получает некоторую индивидуальность и вместе они создают приятную текучую композицию. Доски шириной 12-15 см предназначены для надписей в одну строку, более широкие доски (20 см) — для двустрочных надписей.

Для аккуратного перевода изображений на доски важно последовательно отшлифовать их поверхность шлифовальной бумагой зернистостью Р100, Р180 и Р240, а края слегка скруглить грубой шкуркой. Тщательно очищаем доски от древесной пыли сухой кисточкой и можно приступать к следующему этапу.

Трансфер фотографий

Мы отобрали наиболее подходящие для переноса фотографии из коллекции и подготовили их для печати на черно-белом лазерном принтере, повысив контраст и детализацию в фотошопе. Для переноса таких изображений на дерево как правило используется специальный состав под названием гель-медиум, а также особый клей “Mod podge”, но это довольно редкие и дорогие ингредиенты и, как оказалось, их нетрудно заменить вполне доступным составом. Для этого в небольшой емкости вроде пластикового стаканчика смешиваем в пропорции 1:1 обычный клей ПВА и акриловый лак. Наносим кисточкой получившуюся смесь на доски и аккуратно прикладываем к ним отпечатки фотографий изображением вниз. Для надёжного сцепления тонера с доской важно равномерно прижать бумагу гибким шпателем или небольшим резиновым валиком. Оставляем заготовки сохнуть минимум на 3 часа, а лучше на всю ночь.

IMG_0399
IMG_0426
IMG_0431
IMG_0434
IMG_0438
IMG_0440
IMG_0441
IMG_0444
IMG_0445
IMG_0448
IMG_0450

Следующим этапом идёт оттирание лишних слоёв бумаги влажной губкой. Нам понадобится ёмкость с водой, обычная кухонная губка и запас терпения. Техника довольно простая, но требует аккуратности и внимательности. Слегка влажной губкой нужно смочить бумагу и легкими круговыми движениями счищать её слоями, превращая в небольшие катышки. Важно не переборщить с количеством воды и не дать ей размочить слой клея с тонером — для этого оттираем бумагу в несколько заходов, каждый раз снимая всё более тонкий слой. Влажные волокна бумаги могут быть почти незаметны, но при промежуточной сушке доски рисунок снова становится почти не виден за белой пеленой — ничего страшного в этом нет. После покрытия лаком они будут выглядеть так же, как ещё влажные. За два-три подхода с промежуточной сушкой, аккуратно работая влажной губкой и, по необходимости, просто подушечками пальцев, удаётся очистить почти всю лишнюю бумагу, оставив лишь тонкий полупрозрачный слой с тонером. Тщательно высушиваем доски и приступаем к нанесению надписей.

Надписи

Мы полностью отрисовали шрифт “Алхимический устав” и адаптировали его и бесплатный шрифт “Царевич” для применения в трафаретах. Большинство названий помещений “Гуслицы” выполнены в виде готовых надписей на отдельных листах плотной ПЭТ-плёнки, однако некоторые надписи придётся набирать побуквенно с использованием листов с алфавитом. Важно тщательно выровнять надпись относительно краёв доски, а при побуквенном наборе ещё и отслеживать равномерность межбуквенных интервалов. Важно не ошибиться и с расположением и направлением стрелок.

IMG_0451
IMG_0455
IMG_0458
IMG_0460
IMG_0463

Белая акриловая краска наносится на доску половинкой обычной кухонной губки. Для этого нужно взять немного краски из банки, перенести на кусок картона или фанеры и тщательно набить ею губку лёгким постукиванием. Если краски на губке будет слишком много, она затечёт под трафарет и надпись расплывётся, поэтому лучше не пытаться добиться сплошного цвета при нанесении первого слоя. Технический фен поможет просушить краску за считанные минуты и, не смещая трафарета, можно сразу нанести финальный слой краски. Аккуратно поднимаем плёнку трафарета и даём надписи хорошенько просохнуть.

Если краска всё-таки затекла под плёнку и надпись стала нечёткой, огрехи можно закрасить простым карандашом. Также можно исправить мелкие повреждения перенесённого рисунка.  При необходимости дорисовываем кавычки или другие элементы кисточкой. Всё, осталось покрыть получившиеся указатели глянцевым акриловым лаком в два слоя и готово. Технический фен в I режиме (80°С) поможет значительно ускорить этот процесс без потери в качестве работы.

Крепление

Лучший вариант крепления указателей — найти деревянную основу и прибить их мелкими гвоздями молотком или используя строительный степлер с гвоздиками длиной 12—16 мм. Два-три гвоздя надёжно закрепят доску и позволят при необходимости аккуратно её перенести или заменить.

IMG_0465
IMG_0471
IMG_0475

Резюме

Нам удалось собрать полный комплект всего необходимого для создания полноценной навигационной системы в огромном пространстве арт-усадьбы, собственноручно наполнить указателями центральный холл здания, а также передать знания этой технологии волонтёрам “Гуслицы”. Надеемся, эта инструкция окажется полезной и поможет сделать пространство культурно-образовательного центра чуть более удобным и понятным для всех.

Куб-сундук
Общественный творческий кластер AS220, Род Айленд

Похожие записи

Меню